Человеческая речь — это дар свыше, с помощью нее мы общаемся, узнаем, понимаем друг друга, без речи, наверное, не было бы цивилизации. Вот почему так важно формировать правильную речь с самых пеленок.
Чаще всего родители обращаются к логопеду с малышами пятилетнего возраста, когда их речь уже обрела более-менее четкие очертания и явно прослеживается неправильное произношение. Однако некоторые логопеды считают, что обращаться к специалисту следует в более раннем возрасте. Но как по речи крохи понять, нужен ли ему логопед?
Прежде всего родителям необходимо присматриваться к процессу понимания ребенком взрослой речи, ведь дети начинают реагировать на слова сначала своим поведением, жестами, мимикой, а уже потом ответной речью.
Если ребенок никак не реагирует, не «агукает», то родителям стоит задуматься. Кроме тех случаев, когда ребенку поставлен диагноз «задержка в развитии», специалисты называют одной из причин неправильной речи недостаточное общение взрослых с детьми. То есть ребенку неоткуда получать нужную информацию, учиться копировать звуки, слова, интонацию, расширять словарный запас. С малышом необходимо разговаривать как можно чаще, чтобы он пополнял свои знания, а значит, быстрее начал говорить.
Но недостаток внимания и общения — лишь одна из причин задержки в развитии речи ребенка. Нередко причиной является и индивидуальный ритм развития ребенка, помните, как в старом анекдоте, когда ребенок молчал лет до восьми, а потом за обедом неожиданно заявил, что блюдо пересолено, и на вопрос родителей, почему он ничего не говорил все это время, умный малыш ответил, что до сих пор его все устраивало. Конечно, это шутка, а на деле все гораздо серьезнее.
От следствия к причине
При спинальной мышечной атрофии, детском церебральном параличе, мозговой дисфункции может измениться тонус артикуляционных мышц, причем он может быть как повышенным, так и пониженным. В этом случае рекомендуется специальный логопедический массаж, который необходимо назначать как можно раньше.
Генетика играет не последнюю роль в развитии речевого аппарата ребенка, часто малыш в своем развитии повторяет процесс развития одного из родителей или же приобретает те же дефекты речи, что и у родителей. Замечено, что ребенок может еще и копировать неправильную речь, специально коверкать слова, не выговаривать некоторые звуки, подражая кому-либо, находящемуся в его поле зрения.
Посещение логопеда также рекомендовано при нарушении слуха, зрения и дефектах подъязычной уздечки.
Как лечить
Какие процедуры ожидают малышей у доктора?
Прежде всего, это логопедический массаж, обычно назначаемый пациентам с детским церебральным параличом, далее — артикуляционная гимнастика, предполагающая не только проговаривание звуков, но и активную работу лицевыми мышцами.
Логопедический массаж помимо рук подразумевает использование различных массажеров, логопедических зондов. Во время процедур необходимо отвлекать внимание детей от этих самых неуютных массажеров с помощью игр. Например, во время проведения артикуляционной гимнастики читаются стишки, частушки, развивающие артикуляционные мышцы малыша и одновременно-превращающие гимнастику в веселую игру. Например, ребенок проговаривает стишок, параллельно изображая то, о чем говорится в этом стишке. Все процедуры должны проводится под строгим контролем врача-логопеда и соответствовать диагнозу ребенка. Понятно, что малыш, страдающий ДЦП, не сможет проиграть стишок, здесь более уместны массаж и яркие зрительные образы, развивающие воображение и речь.
Для развития речи очень важно, чтобы ребенок четко представлял то, о чем он говорит, в этом случае не только тренируются артикуляционный аппарат и память, но и расширяется кругозор. Детям с замедленным развитием показывают изображения тех предметов, о которых идет речь.
Логопедам часто приходится прибегать к различным уловкам. Например, во время массажа языка на него накидывают бинт, таким образом, бинт — это невод, сеть, язык — это рыбка, которая поймалась в эти сети. Массируя язык, мы как будто ловим непослушную, увертливую рыбку.
Для тренировки подъязыковых мышц губы ребенка обмазывают вареньем, которое он должен облизать. Таким образом, и игра, и тренировка совмещаются, не оставляя у детей негативных эмоций. Массаж внутренних ротовых мышц нередко производится посредством круглых леденцов, которые ребенок должен перекатывать во рту. Эта процедура обязательно понравится малышу.
Операция на подъязычной уздечке, как уже было сказано, также является основанием похода клогопеду. Процедуру эту проводят с помощью лазера, тем не менее это болезненно и неприятно. Специалисты рекомендуют не подвергать данной операции ребенка, если есть такая возможность, показанием к ней является строение подъязычной уздечки, при котором грудной ребенок не может полноценно питаться. В этом случае очень важно посетить логопеда, который может порекомендовать комплекс упражнений для исправления данного дефекта, не прибегая к операции. Так что посещение врача может быть связано и с положительными эмоциями.
Если у вашего малыша, как говорится, «каша во рту», не тяните время, не надейтесь на то, что все само по себе исправится, обращайтесь к специалистам. Помните: не только грамотная, но и хорошо поставленная речь в будущем принесет только пользу.