Кроме навыков чтения и устного счета, к 6—7 годам у ребенка должны быть сформированы понятия о форме окружающих предметов.
Для знакомства с названиями плоских фигур нам потребуются «Рамки и вкладыши Монтессори», которые можно купить в книжном магазине или сделать самим. Они представляют собой набор цветных квадратов размером 100 хЮО мм и толщиной 2 мм, где в центре имеется отверстие в форме геометрической фигуры, закрывающееся вкладышем такой же формы и размера. Набор состоит из 16 фигур, среди которых не только основные формы (треугольник, круг, квадрат), но и их модификации (равносторонний, равнобедренный, разносторонний, прямоугольный треугольники).
Начиная знакомить ребенка с основными геометрическими фигурами, необходимо учитывать, что, воспринимая форму предметов, малыш старается ее «оживить». Например, глядя на овал, он говорит, что тот похож на огурец. Более того, кроха сначала ориентируется на цвет, и только потом на форму. Если ребенку дать треугольники, прямоугольники, круги разных цветов и предложить разложить по кучкам одинаковые фигуры, он разложит их по цвету. Но если дать карточки с нарисованными предметами (яблоками, огурцами и т.д.), то вне зависимости от цвета малыш положит в одну кучку одинаковые предметы, то есть и синие, и красные, и зеленые яблоки будут в одном месте.
К играм с рамками и вкладышами Монтессори можно приступать в возрасте 1,5—2 лет. Однако не следует забывать, что начинать надо с самого простого: на первом этапе малышу вполне достаточно 3—5 основных рамок (таких как круг, квадрат, равносторонний треугольник, эллипс, прямоугольник). Лишь после того, как ребенок полностью освоит эти фигуры, можно добавлять новые, постепенно доводя их количество до 16.
Подбери вкладыш к рамке
Покажите крохе рамки и назовите их по форме отверстия (круг, квадрат, треугольник и т.п.) Затем предложите найти и вставить вкладыши. Начав с 3—5 рамок, постепенно увеличивайте их количество. Для самых маленьких вкладыши могут быть такого же цвета, что и рамки. Для детей постарше цвет вкладышей должен отличаться от цвета рамки. Постарайтесь заинтересовать ребенка игрой — можно, например, сказать, что рамки — это окошки в волшебном доме, которые на ночь надо плотно закрывать, чтобы внутри было тепло, а утром открывать, чтобы видеть солнышко. Главное, не забывайте называть фигуру и ее цвет! Со временем можно предложить ребенку соревнование: кто быстрее вставит вкладыши в рамки. Во время соревнования внимательно следите за тем, чтобы проигрыши не отбили у малыша желание продолжать игру. По наблюдениям Б.П.Никитина, 3-летний карапуз закрывает все 16 рамок за 5—8 минут, а 6—7-летний ребенок может сделать это за 1,5—2 минуты.
Обведи контур
Положите рамку на чистый лист бумаги и предложите малышу обвести контур отверстия карандашом. Начните с простых фигур — круга, эллипса, затем усложните задачу. Труднее всего обводить звездочку. При выполнении этого задания Б.П.Никитин советует не спешить, напоминать ребенку, что рамку надо плотно прижимать к бумаге (пусть малыш сам догадается, почему у взрослых рисунки получаются четкие, а у него нет). Есть множество способов разнообразить эту игру: так, с помощью рамки «круг» можно нарисовать солнышко, а с помощью рамок «квадрат» и «треугольник» — домик. Дети, у которых никак не получается нарисовать солнышко правильной формы, быстро оценят новую замечательную возможность. Еще раз повторюсь — в процессе игры не забывайте называть фигуры и просить ребенка повторять за вами эти названия.
Более сложный вариант — обводить карандашом не рамки, а вкладыши.
В данном случае нужна твердость руки и внимательность, иначе карандаш будет соскальзывать с контура вкладыша. Чтобы заинтересовать малыша, предложите ему поиграть в «Следы диковинных зверей». Чудо-зверь идет по снежному полю и оставляет за собой чудо-следы. Они должны быть четкими, чтобы путешественник смог найти зверя!
Веселая раскраска
Одновременно с предыдущими играми можно предложить крохе раскрасить фигуры цветными карандашами. Оживите нарисованные фигуры, сделайте из круга солнышко, из овала — воздушный шарик, из прямоугольника — автобус! Хорошо, если малыш сам выберет цвет и расскажет, что у него получилось. Главная трудность здесь в том, чтобы цветной карандаш не выходил за контур. Для этого фигуру рядом с контуром сначала закрашивают штрихами, параллельными линиям контура, а уж потом приступают к внутренней части. По мнению Б.П.Никитина, не надо торопиться раскрывать этот «секрет» ребенку — если он сам поймет, как решить поставленную задачу, знание приобретет для него особую ценность.
Делаем орнамент
А теперь можно предложить сделать орнамент из фигур и раскрасить его по своему усмотрению. Здесь очень широкий простор для фантазии, но для начала надо все-таки показать малышу несколько образцов. И не забывайте постоянно называть фигуры!
Узнавание на ощупь
К этой игре как нельзя лучше подойдет известная сказка о том, как злой крокодил солнце проглотил. В темноте людям и животным все приходится делать на ощупь — и есть, и играть, и просто ходить по улицам! А как тяжело найти дверь своего дома, да к тому же плотно закрыть ее! Завяжите ребенку глаза и поставьте перед ним коробочку с уже известными вкладышами. Предложите малышу на ощупь определить форму вкладыша и назвать ее. Другой вариант: найти в коробке вкладыш названной вами формы. Можно узнавать на ощупь и рамки.
Более сложный вариант задания: вы даете ребенку рамку, он на ощупь определяет фигуру, называет ее и, не открывая глаз, находит и вставляет подходящий вкладыш. Попробовать сыграть в эту и фу можно тогда, когда малыш будет без проблем подбирать вкладыш к рамке.
Ну что ж, теперь можно переходить к объемным фигурам. Я бы посоветовала начинать знакомство с ними чуть позже, нежели с плоскими, примерно в 2,5—3 года. Для изучения объемных форм подойдут не только детали детских конструкторов (кубик, параллелепипед, пирамида), но и подручные средства — мяч (шар), коробочка от фотопленки (цилиндр). Постарайтесь сделать так, чтобы фигуры были разноцветными.
Самый простой способ — постоянно обращать внимание ребенка на окружающие предметы и называть их форму. Показывая малышу яблоко, арбуз, мяч повторяйте, что это шар, а затем усложняйте задание — покажите предмет и спросите, какой он формы.
Волшебный город
Давай построим город для наших любимых игрушек из киндер-сюрприза! Дома в городе будут разной формы и цвета, чтобы каждая игрушка могла легко объяснить друзьям, где она живет. Этот Кротик будет жить в зеленом овальном домике, а Пингвинчику наверняка понравится желтый шар, на котором можно прокатиться по всему городу! Самое главное — хорошенько запомнить, как называется твой дом, иначе нельзя будет ходить друг к другу в гости, ведь в городе нет названий улиц и номеров домов. Да и сами дома не стоят на месте — при желании хозяева могут легко переносить их с места на место.
А что если попробовать нарисовать, как пройти к дому: кубик, например, похож на квадрат, а пирамидка — на треугольник?! Давай нарисуем! В процессе игры постоянно называйте форму предметов и просите ребенка повторять за вами эти названия. Постепенно обращайте внимание малыша на то, что пирамида и конус очень похожи, но отличаются формой основания.
Детям постарше можно предложить самим склеить домики из цветной бумаги, прорезать в них окна и двери разной формы. Правда, без вашей помощи малышам не обойтись — вряд ли они смогут самостоятельно сделать нужную выкройку! Зато как интересно построить целый город вместе с родителями!
Важные советы:
Не доводите увлечение играми до пресыщения, не обижайте ребенка в игре!
Самым маленьким обязательно придумывайте сказку и рассказывайте ее в процессе игры.
Начинайте с простого. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней вернитесь к более легким заданиям. Увлечения у детей приходят «волнами», поэтому, когда у малыша остывает интерес к игре, отложите ее на месяц-два, а потом «случайно» сделайте так, чтобы кроха о ней вспомнил.
Не забывайте о том, что ребенок должен быть заинтересован игрой!